<< На главную

 

 

<< Третий курс – Шестой семестр

 

 

 

 

 

 

Практикум по цитологии

 

Мнение по 2007 году

Преподаватели: Добринских Евгения Александровна и ч.е.з.

У нас группа была разбита не две половины. Та преподавательница, что помоложе, дерет на зачете жутко. Спрашивает по теории и по методам цитологии.

Занятия проходят в 367 и в 359 – группа была поделена на две по 12 человек. Медфизики практикум проходить не должны были.

Занятия должны были проходить по вторникам второй парой, после цитологии. То есть идея была в том, что сначала мы слушаем лекцию по определенной теме, а затем препараты на эту же тему мы смотрим и рисуем на практикуме. Но из-за того, что Воробьев в самом начале семестра уезжал и у нас должны были пропасть две лекции, нам их заменили практикумом, и он был раскоррелирован с лекциями, то есть мы сначала рисовали, а затем через неделю или две слушали лекцию про то, что же мы там рисовали. Понимания нам это не прибавило.

 

Система практикума такая: сначала в течение получаса рассказывается, что мы будем смотреть (препараты и фотографии), и что нам надо будет увидеть; а также рассказывается о методах, которыми были получены тот или иной препарат или фотография (как показала практика – это самое главное оказалось). В принципе, Евгения Александровна давала на первом или втором занятии электронную методичку с описаниями того, что мы смотрим и что должны увидеть, но мы как-то про неё забыли). Затем в течение часа надо все посмотреть, нарисовать и сдать. Часть материала рисовать не надо, только посмотреть. Но это все голая теория. Первые же два занятия разнесли её в пух и прах. Первое: оказалось, что найти нужную структуру под микроскопом - вещь довольно таки нетривиальная, занимает минут 5, не меньше, к тому же некоторые структуры хорошо видны только когда объектив движется, в статическом положении их вообще не заметить. Второе: зарисовать – тоже непростая задача, поскольку надо зарисовать не абы как, а «правильно» (недостаточно просто скопировать ту картинку, которую ты видишь в объектив). Третье: практикум заканчивался в 12.30, а уже в 12.40 начинался электрод у Тверского в 518 на ФФ. Тверской сказал. Что ему в принципе пофиг, опаздываем мы или нет, но ничего повторять для опоздавших он не будет: то есть, если мы опаздываем на контрольную, то специально для нас перечитывать условия он не будет: вот как мы истолкуем его рисунки на доске, так и истолкуем. В итоге, было найдено следующее решение: каждый находит и смотрит один препарат, зарисовывает его затем смотрит уже найденный у другого, зарисовывает и т.д.; в конце концов, все счастливы, у всех есть все рисунки при том, что реально тобой был найден только один (впрочем, была пара человек, которые сами все находили быстро и помощь других им не требовалась), можно идти и сдавать. Но мы также договорились о возможности сдавать не в тот день, когда рисуем, а на следующем занятии, или через занятие – то есть когда-нибудь потом). Разрешалось сфотографировать все препараты и свободно (ну, почти свободно) уходить. Сдача работ проходила по следующей схеме: надо было показать все рисунки, сделанные на занятии, и в идеале про каждый препарат или фотографию объяснить, как же он был получен и что на нем видно. Впрочем, иногда, заметив незнание, Евгения Александровна засчитывала рисунок, обещая обязательно спросить про него на зачете. Сдали все рисунки по теме – отлично, практикум по теме сдан.

 

Зачет. Для допуска к зачету надо было сдать все практикумы. На нем Евгения Александровна спрашивала все методы, которые назывались в ходе практикума, их надо было объяснить. Лучше всего перед зачётом прочитать ту самую методичку (которую она давала) и ещё отдельные места в Ченцове, там эти методы объясняются. Не можешь внятно объяснить два или три: до свидания, приходите ещё. Правда вот по рисункам, по которым она обещала спросить на зачете, она так и не спросила (и то слава Богу). В результате, с первого раза у нас в подгруппе сдали человека 4 или 5 (хотя в другой подгруппе картина вроде бы была пооптимистичней). Да, за зачет ставится оценка. Она не идет в сумму оценок по Общей Биологии, но она идет Воробьёву, и он весьма сильно на неё смотрит при приеме зачёта по цитологии.

 

Материалы

Практикум по цитологии 2007 (занятие 1-7)

Практикум по цитологии 2007 (занятие 7,9)

 

 

 

 

Мнение по 2006 году

Биологический факультет, аудитория 367.

Преподаватель – Владимир Николаевич

 

Праки по цитологии намного проще и халявнее, чем физпраки. Во-первых они не ставятся в практикантскую. Прак длится приблизительно одну пару, причем первые пол часа (или даже минут 40) идет объяснение того, что мы будем сегодня рисовать, какие будут препараты, что мы должны увидеть на них; электронные фотографии на ту же тему, перечислят фотографии, которые нужно обязательно зарисовать.

Микроскопов в практикуме штук десять–пятнадцать (величина не постоянная – они периодически ломаются), стульев штук двадцать пять–тридцать, не сложная арифметика дает понять, что все мы там не помещались… но все же как-то, потеснившись, влезали. По три человека на микроскоп. На первом же занятие оказалось, что из-за того, что кто-то на кафедре медицинской физики очень «быстро» соображает, на биофак не пришла бумага о том, что мед.физики проходят цитопрак, поэтому для медиков он был факультативом при наличии посадочных мест в аудитории. Впрочем, тем медикам, которые ходили на цитопрак, мест обычно хватало.

После окончания объяснений остается еще пол пары на работу с микроскопом и рисование. Если что-то плохо видно на вашем препарате, можно посмотреть у товарища, которому попался хороший микроскоп и хороший препарат. Электронная фотография просто перерисовывается. Надо отметить, что поскольку физиков (в отличии от биологов) не учат с первого курса делать хорошие рисунки (не путать с хорошими графиками), то заниматься этим на третьем курсе ни у одного препода по биологии времени нет. Так что отсутствие художественного таланта вам с легкостью сойдет с рук. Не рисуйте ручкой – это может быть вам и простят, но не похвалят. Рисуйте простым карандашом (можно и цветными, но это не обязательно, и на рисунок в цвете уйдет больше времени). Электронные фотографии (всегда черно-белые) нужно просто перерисовывать (их обычно не больше десяти штук на всех, поэтому возникает небольшая очередь).

После того, как все нарисовано, вы подходите к преподавателю и показываете результаты своего творчества. Он вам может задать вопрос, касающийся того, что именно у вас там изображено – на этот вопрос обычно легко ответить, если вы слушали, о чем говорили в начале занятия. После ответа на вопрос, он вам ставит подпись в вашей тетради. Прак сдан.

 

Если пропустили один прак, перерисуйте его аккуратно у друга, и подойдите к преподу, когда будете сдавать следующий прак. Когда он будет вам за него расписываться, скажите, что в прошлый раз не успели/забыли/не смогли к нему подойти, и попросите расписаться – обычно срабатывало. За два прака, или за прак, который был месяц назад, лучше не пытайтесь просить его расписаться – заподозрит обман – будете у него на отработках все восемь праков делать (шутка).

Впрочем, отработка прака не такое страшное дело. Главное чтобы их было один, ну в худшем случае два, три. А вот четыре прака успеть за один день практически не реально…

 

Зачет… кажется, нас весь семестр пугали, что по праку будет зачет. Если мне память не изменяет, зачет был автоматом, при наличии всех сданных праков. Пока цитопраки не сданы, нельзя начинать сдавать зачет по цитологии.

 

 

Праков у нас было восемь штук (2006 год). Как-то так:

17 февраля – Микрококки, стрептококки, палочки, спириллы, прокариоты, холерный вибрион и т.д.

26 февраля – Ткани: мазок крови лягушки, призматический эпителий почки кролика, спинной мозг собаки, поперечнополосатая мышечная ткань, соединительная ткань

3 марта – Ядро: клетки культуры СПЭВ, Реакция Фельгена на выявление ДНК, Метод Браше, костный мозг (полиплоидия), Ядра Бальмиани (политенные хромосомы), электронное фото ядра, эл. Фото политенные хромосомы

10 марта – Ядрышко: Метка H3 уридин (клетки СПЭВ), амплификация, эл. Фото ультраструктура ядрышка, Эл. Фото елочки (рибосомные гены в диссоциированных ядрышках ооцита), Эл. Фото ядерные поры

17 марта – Митоз, стадии митоза: профаза, метафаза, анафаза, телофаза; дифференциальное окрашивание и т.д.

31 марта – Плазматическая мембрана: щеточная каемка (кишка аскариды), клеточные мостики; Эл. Фото: плотный контакт, десмосомы, щелевой контакт, микроворсинки, пиноцитоз

7 апреля – Аппарат Гольджи в нервных клетках сигнального ганглия котенка, поджелудочная железа, гликоген в печени лягушки, жир в клетках печени

14 апреля – хондриосомы в эпителиальных клетках (кишечник аскариды), цитоскелет в фибриопластах мунджака, пигментные клетки кожи головастика

Несданные праки делаются и сдаются на дополнительном дежурном праке – «отработка» практикума (у нас была 21 апреля).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz