<<На главную

 

 

<< Четвертый курс – седьмой семестр

 

 

(из старого разговора):

- Мить, тебе каши оставить?

- Д… дд… а… /заикается/ дд… а… д… да ну её!!!

(с)

 

 

’Шведов - это наше все’(с)

 

Термодинамика и статистическая физика

Шведов Олег Юрьевич, к.ф.-м.н., доцент

 

Предмет сложный. Идет два семестра.  У нас в 2006/2007 учебном году в обоих семестрах был экзамен по ТД, без зачетов.

Как о преподавателе, о Шведове хочется только хорошее сказать. Объясняет очень подробно. Перекличку не проводит. Опоздания, даже на середину второй половины пары прощает. На доске пишет аккуратным подчерком, за один семинар успевает разобрать теорию с примерами и еще задачек несколько штук. Писать вы с ним еще устанете =). За пол пары успевает исписать восемь досок. На доске пишет и рисует не только белым, но и цветным мелом, (ручки тоже у него нескольких цветов). Начисто оттирает доску тряпкой. Все для удобства студентов. Никогда не встанет, загородив своим задом доску, после каждой написанной на доске законченной мысли «шарахается» в сторону от доски, чтобы всем было видно. В общем забавный препод. Заикается, причем очень сильно. Привыкнете. Постарайтесь не ржать во весь голос на первом семинаре. Мы как-то даже пытались проводить статистику, на каких звуках он сильнее и чаще зависает, но глобальных закономерностей так и не удалось выявить, такое чувство, что заикается он на всем равномерно. На фамилиях заикается почти всегда, на именах тоже очень часто. Как-то раз один замечательный молодой биофизик спросил Шведова, о броуновском и брауновском движении (почему существуют два названия, и есть ли отличия, как правильно). А случилось это аккурат вначале семинара. Двадцать минут Шведов рассказывал про науку и про эти буквы О и А, практически вообще не заикаясь, его несло, зависал он лишь на фамилиях, которые все-таки по ходу рассказа нужно было упоминать. Рассказав до конца, он опомнился, и сам, посмеявшись над тем, как его занесло, продолжил семинар (и вернулся к своему обычному режиму заикания). Это было исключение, обычно, он не выпускает мел из рук от звонка до звонка, и грузит, грузит, грузит… Правда перемена между половинками пар – это святое – никогда ее не пропустит, дает отдохнуть 5 или иногда даже 10 минут.

В осеннем семестре три контрольных. Причем, поскольку изучаемого материала очень много, семинаров в семестре всего ничего (штук пятнадцать), а О.Ю. не намерен комкать материал и не желает жертвовать драгоценными семинарами для проведения контрольных работ, вам придется жертвовать своим свободным временем, чтобы приходить писать в свое свободное время контрольные. Предварительно договорившись с группой, О.Ю. обычно назначает контрольные, а потом и многосерийное переписывание контрольных, на пятые или первые пары, а так же на субботы. О.Ю., конечно, очень уважает студентов за то, что те приходят на встречи с ним не только раз в неделю по расписанию, но еще и вне расписания по два раза за неделю. Каждую из трех контрольных можно переписывать неограниченное число раз. Результаты двух из этих контрольных нужны учебной части. Поэтому существует крайний срок, до которого нужно первую и вторую контрольные работы написать на желаемую оценку, или «показать свой потенциал». Скажем (предположим, желаемая оценка - это пятерка), если вы накануне крайнего срока переписываете контрольную, а до пяти не дотягиваете, то О.Ю. может поставить вам в ведомость, идущую в учебку, пятерку, с расчетом на то, что в ближайшее время, вы-таки напишете эту контрольную на пять. На контрольных пользоваться ничем нельзя. Но все задачи заранее известны (штук по 25 задач трудности 0, 1 и 3, итого около 70-80 задач). Для получения тройки нужно решить две нулевые задачи за 20 минут. На этом можно успокоиться (хотя, если все совсем лень, можно успокоиться заранее, и вообще не являться на контрольные, ничего вам за это не будет). Или можно бороться дальше – для четверки нужно решить еще и две задачки трудности 1 тоже минут за 20-30, для пятерки – трудность 3. Все это можно делать с нескольких попыток, то есть, решив в один день нулевые задачки, можно прийти в другой день, и уже решать сразу задачки трудности 1. Списывать, как правило, все-таки удается. Вернее даже не списывать, а использовать бомбы, все равно ведь все эти задачи приходиться перед к.р. прорешать дома, или списать у ботана (иначе приходить на к.р. вообще без толку), ну а О.Ю., видимо, с уважением относится к труду студентов, и на бомбы закрывает глаза. Ну так вот, если вы геморроились весь семестр стали счастливым обладателем пятерок по всем контрольным, вам гарантирован Шведов на экзамене. Он сам делает так, чтобы обязательно взять всех своих отличников, правда число отличников, по указанию кафедры, не должно быть слишком большим, что-то около 10 человек. И еще вам гарантировано освобождение от задачи в билете (билет состоит из двух теорвопросов и одной задачи). На практике это означает, что, если вам удастся хоть что-то осмысленное написать на теоретические вопросы билета, то Шведов поставить пять, и отпустит без мучений. К своим студентам О.Ю. очень даже добр бывает. Если вы к нему на контрольные не ходили, то к нему вы и не попадете, у него просто времени, сил и желания с вами общаться не будет. А экзамен сдавать вообще-то очень сложно. В 5-19 запускают по 20-30 человек, рассаживая на край ряда, через ряд, и шесть-семь преподавателей кружат орлами над этими несчастными студентами 40 минут, после чего довольно быстро (минут за 40) всех опрашивают (если к началу ответа на билет не отвечено на два любых вопроса билета, то препод имеет полное право вынести вас, правда, не всегда они пользуются этим правом, как повезет… также вынести вас могут за незнание любой формулы из теорминимума – их штук 25). После этого все начинается с начала - запускают следующих 30 студентов. Списать невозможно, ну, то есть, вероятность того, что удастся, равносильна тому, что О.Ю. проговорит 10 минут, не заикнувшись ни разу – все-таки ненулевая. За попытку полезть за шпоргалкой, выгоняют из аудитории с неявкой. Кстати, такой тяжеляк со списыванием – только на основном экзамене, на пересдаче списать уже намного легче, хоть и сохраняются все те же правила, но размер аудитории на пересдаче всегда меньше – это уже не 5-19, а пересдающих обычно много - человек 150, поэтому сажают уже более компактно. К тому же на пересдачах огромное количество народа пользуется всевозможными средствами связи. Во время первой пересдачи статов моим глазам открылась удивительная картина в боталке: в разных залах, в разных углах сидят человек десять, и каждый диктует кому-то ответы на вопросы билета. С учетом того, что в аудитории, где сдают, в данный момент находится 25 человек, а диктующие по телефону люди сидят не только в боталке, можно сказать, что половина сдающих использовали телефон. Меня эта картина довольно сильно впечатлила, и породила во мне злобу на преподов, принимающих статы, - так зверски палить шпаргалки, и так по-лоховски не замечать hands-free и Bluetooth. Уроды =). Кстати, все кто сдавал с hands-free и Bluetooth получали пятерки, и в очень редких случаях брали пересдачи, если отказывало оборудование. Кстати, насчет пересдач – на экзаменах по ТД практически отсутствует такая оценка, как «неуд», стоит вам только заикнуться про неявку, и вам ее поставят. Из остальных преподов, принимающих статы, есть тоже много жестких, выносящих с пол пинка. Почему-то у них очень развито слепое покровительство своей группе, и бесцеремонный вынос «чужих» студентов. На одном из экзаменов за моей спиной один преподаватель (все равно не знаю его фамилии), очень долго мурыжил студентку (довольно симпатичную) по тоерминимуму – там все плохо было – по билету не написано нихрена, в глазах пусто, а на теорминимум она мычит и хихикает… Когда после всего этого за моей спиной этот препод сказал, что: «На пять вы сегодня, к сожалению, не отвечаете… но я помню, вы в семестре на семинарах появлялись, я вам поставлю ‘хор’», у меня от сердца отлегло, типа «есть среди извергов и нормальные люди». Так блин, этот «нормальный человек» сразу после нее пошел и взял мою одногруппницу и вынес ее, хотя у нее собственноручно были написаны два теорвопроса по билету, и теорминимум-то уж она знала от зубов.

О.Ю. написал целый труд «Стенограмма семинаров О.Ю.Шведова» и еще у него есть недописанная книга «ТД и проблема ее стат обоснования», он ими обязательно поделится, на первом же семинаре выдаст старосте диск, и напишет адрес своего сайта http://statphys.newmail.ru/, где все эти материалы выложены. Безусловно, для подготовки к к.р. эти материалы незаменимы.

 

Олег Юрьевич. В свои тридцать с чем-то лет (1973 года рождения), уже успел стать «легендой» факультета. Может не самой благополучной легендой, но зато, какой яркой =). Множество студентов (как правило, не из тех групп, в которых он вел), ненавидят его за то, что когда-либо О.Ю. вынес их с экзамена.

Заикание, визгливый голос, длинные волосы, торчащие в разные стороны рыжие усы, одежда, висящая мешком и вечный мобильный телефон, болтающийся у него на шее, создают незабываемый образ. Волосы, правда, он обрезал покороче в 2007. Но все равно, познакомившись с ним однажды, вы всегда легко будете узнавать его в толпе или на физфаке в любом темном коридоре с расстояния 100 метров.

Еще Шведов активно читает и пишет на всевозможных форумах (OlegShvedov, OlegShvedov, Oleg Shvedov), и нередко разводит там всевозможные споры. С Квасниковым тоже у него вечно какие-то недоразумения (такое чувство, что О.Ю. не любят нигде).

Легендарна летопись его жизни: szwiedow.nm.ru (частичное зеркало, и еще одно) правда, осиливший прочитать целиком до конца, скорей всего проникнется состраданием. Уходит и истерический смех, и непонимание того, как можно быть настолько тупым. Таким наивным, беззлобным, гордым но искренним, очень умным и при этом мягким и добрым людям можно только посочувствовать, узнав, как безжалостно жизнь потопталась на их простом стремлением любить. Эх... как-то уж очень пафосно поулучилось.

 

Литература:

Материалы Шведова: «Стенограмма семинаров О.Ю.Шведова», «ТД и проблема ее стат обоснования»

http://statphys.newmail.ru/

 

 

 

 

 

 

Лекции

Квасников Иридий Александрович, доцент, к.ф.-м.н.

Замечательный, талантливейший физик и педагог. Очень хорошо читает лекции. А то, что на него мало, кто ходит – так это сами дураки – дожив до четвертого курса, решают, что теперь можно не учиться. Конечно, вы сдадите статы, если не будете ходить на лекции, но ведь столько всего пропустите =).

На первую лекцию осенью Квасников пришел, поздоровавшись с публикой, и приступил к лекции. Минут через пятнадцать кто-то осмелился спросить, как его зовут. Возможно, Квасников даже оскорбился, считая себя достаточно известной личностью, для того, чтобы студенты знали его имя. Но, вздохнув, рассказал, что родился он в замечательной семье, в которой его назвали в честь семьдесят седьмого элемента таблицы Менделеева. Попросил больше не задавать этот вопрос.

А сдавать ему экзамен после прослушивания курса лекций – это особое наслаждение. Кстати, не привелось оценить его лояльность, но говорят, что он крайне мягок в выставлении оценок, и никогда не вынесет ничего не знающего раздолбая, которому достаточно трояка для полного счастья.

Кстати, тоже выпускник физфака, 1954 года.

 

 

Литература:

1) Квасников И.А. Термодинамика и статистическая физика. Том 1. Теория равновесных систем. Термодинамика

2) Квасников И.А. Термодинамика и статистическая физика. Том 2. Теория равновесных систем.  Статистическая физика

3) Квасников И.А. Термодинамика и статистическая физика. Том 3. Теория неравновесных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz