<< На главную

 

 

<<Четвертый курс – восьмой семестр

 

 

 

 

«Ну что может случиться??

Сломаете какой-нибудь прибор,

ну, выгонят вас с факультета…»

Г.Б.Хомутов

 

Специальный физический практикум

С вопросами обращаться к Хомутову Геннадию Борисовичу, комната 5-67, тел 939-3025, или к куратору биофизиков

На спецпрак надо ходить. Хоть с температурой 39…

Где-то на второй неделе семестра будет проводиться собрание по поводу практикума, на котором нужно присутствовать всем обязательно.

У нас его вел Геннадий Борисович Хомутов, он же был «ответственным» за наши праки – составлял расписание, информировал о появлении новых задач, мог помочь в решении каких-то проблем.

Итак, в восьмом семестре необходимо выполнить 10 задач специального физического практикума. 10 любых, из того списка задач, которые будут «работать» в данном семестре. У нас сначала список состоял из десяти задач, а потом, через несколько недель добавилось еще две задачи.

У нас практикум выполняли и био-, и мед- физики, и задачи были одни и те же. Говорилось о том, что в будущем (когда-нибудь… J) часть задач для медиков будет заменена на задачи с их специализацией.

Необходимо разделиться на группы по 3-4 человека, так чтобы получилось 10 групп (сложный вообще вопрос… потому что, естественно, задачи рассчитаны на группы из 2-3 человек (еще лет пять назад прак делали парами – т.е. по два человека), в 2006 году удалось разбить группу био-медфизиков на тройки, а уже в 2007 у нас были только четверки и даже две пятерки).

Для практикума составляется расписание, составляют его втроем Хомутов Г.Б. и старосты медиков и биофизиков. Для начала составляют на первую (или первые две) недели, дальше «сдвигают» на единичку вниз по сетке (пример расписания и списка задач). Естественно, по предварительной договоренности между подгруппами или со старостой, можно поменяться какими-нибудь задачами. Задачи спецпрака НЕ СГОРАЮТ. Но сдавать всегда лучше в тот же день (если задача это позволяет), или как можно скорее (особенно это касается электрофореза…), Хомутов наверняка вас попросит «не затягивать со сдачей задач».

Итак, на собрании в феврале по поводу прака, вам расскажут о технике безопасности, и всем необходимо будет расписаться в ведомости о том, что вы прослушали ТБ.

Старостам раздадут описания задач практикумов в электронном виде (уже несколько лет, как в электронном, а когда-то это были папки А4 с ветхими листочками, передававшиеся из рук в руки от одной пары человек, делавшей прак, к другой).

Ах да! На прак необходимо носить Практикантскую книжку. В ней, как и раньше, вам будут ставить отметку о том, что вы задачу делали, и слово «зачет», когда сдадите задачу (спецпарак, в отличие от общего прака, без оценок).

Для задач практикума в расписании отведен отдельный день, и по общему правилу задачи должны начинаться в 10 утра. Но это только по правилу. Есть пара задач, которые нужно начинать в девять утра, потому что они очень длинные, а остальные задачи, по договоренности с преподавателем, ведущим задачу, можно начинать и позже, иногда даже в три часа дня (но это для коротких задач). И, опять же, по договоренности с преподавателем, задачи можно делать в любой день, в который вы можете сами и может преподаватель. Лучше делать не по одной, а по две-три задачи в неделю. Времени на практикум, как может показаться в начале семестра, отводится достаточно. Но к майским праздникам выясняется, что вовсе недостаточно =). Март и апрель – вот два месяца на выполнение прака – это восемь недель. (В конце апреля уже сдача курсовой работы – там будет не до практикума, в мае праки уже заканчиваются, из-за праздников не всегда легко найти преподавателя). А нужно сделать десять задач. Поэтому, нужно делать больше чем по одной задаче в неделю.

На праки нельзя опаздывать.

К пракам ко всем нужно готовиться. И подготовка должна заключаться не только в том, что вы распечатали описание. Описание нужно прочесть, и еще и понять, и, в идеале, помнить основные моменты наизусть. И еще про описания: с переходом на электронные описания все преподаватели считают, что каждый студент, приходящий на прак обязан иметь распечатку описания задачи. Спорить бесполезно. Для преподавателей – мы дети 21 века, имеющие доступ ко всем благам цивилизации, отмазки «я итак его прочитал с дисплея, зачем печатать, бумагу переводить??», или «принтера дома нет», или «забыл распечатать» преподавателей совершенно не волнуют. Почти все описания составлены тему преподавателями, которые и ведут задачу, так что воспринимают отсутствие у вас описания еще и как личное оскорбление. Для практикума, естественно, нужно завести отдельную тетрадь, и носить ее на прак!!!

После техники безопасности нас отвели в лабораторию 5-21 к Татьяне Александровне Преображенской. Татьяна Александровна немножечко рассказала про порог чувствительности и ПДК всяких вредных веществ (например, токсичное в-во дихлорэтан чувствуется только в концентрации, превышающей ПДК), покажут микропипетку, объяснят как с ней работать (хотя это еще раз десять вам объяснять уже на праках), если повезет, вам покажут реакцию полимеризации акриламина, покажут толстую книжку “The Merck Index: Encyclopedia of Chemicals, Drugs and Biologicals”.

Основа безопасной работы – соблюдение порядка в лаборатории. (Например, у Татьяны Александровны в лаборатории нельзя класть сумки, рюкзаки, пакеты на пол. Во-первых это негигиенично, во-вторых можно споткнуться, в-третьих можно облить каким-нибудь веществом.)

Кстати, в крайних случаях, можно меняться не только группам, выполняющим задачки, но «людьми» в группах, к тому же есть задачи вроде микрочипов (Иванов П.С.), где преподаватель настаивал на том, чтобы задачу делали не более четырех человек, так что группам, у которых по пять человек, приходилось делиться.

О любом праке нужно договариваться заранее. Телефон для связи (или номер лаборатории) указаны в списке работ. За несколько дней!!! (А не накануне) нужно позвонить и договориться, сколько вас человек, и в какое время вы собираетесь делать работу, а преподаватель ответит вам, может он или нет. Есть преподаватели, для которых проведение задачек является обязательной педагогической нагрузкой, а есть сотрудники институтов, добровольно проводящие задачи. Предупреждать о том, что вы собираетесь выполнять задачу нужно всегда.

Выполняя праки, вы познакомитесь практически со всеми сотрудниками кафедры, с которыми еще не успели познакомиться.

И постарайтесь выполнить все десять работ к середине апреля, потому что потом надо будет сдавать курсовик, времени на праки не останется.

 

 

 

 

«Титрование»

Название задачи: Потенциометрическое титрование

Преподаватель: Преображенская Татьяна Александровна (инженер, научная степень -??, выпускник каф.биофизики 1962г)

Лаборатория: 5-21 (около лекционной 5-19)

Телефон: 939-1687 (лаборатория 5-21)

Описание задачи: Potentsiometricheskoe_titrovanie.pdf

По времени задача занимает около четырех часов.

Около часа предварительной беседы по теории, по тому, как мы понимаем устройство установки, как работает тот или иной прибор. Лучше хорошо подготовиться. Распечатать описание, прочитать, запомнить.

Титрование и электрофорез, наверное, самые сложные задачи практикума.

В тот же день сдать задачу не получится. Татьяна Александровна считает, что вы должны обязательно обдумать задачу, понять, как определить аминокислоты, все точно подсчитать, еще почитать теорию, и только тогда приходить сдавать. Сдавать, естественно, нужно приходить всем вместе, как делали. Обсчитывать ее сложно. Результатом работы будет кусок миллиметровки с кривой титрования. По этой кривой можно определить массы аминокислот, а по массе можно определить и саму аминокислоту. Как правило с этой задачей (с ее обсчетом) возникают большие трудности, пока кто-нибудь в группе не прочитает это где-то (особо талантливые), или не сходит к Татьяне Александровне на поклон, чтобы она объяснила, а там уже расскажет всем остальным.

Интересная работа: вычисление концентраций, приготовление растворов (работа с микропипеткой, с весами), работа с установкой. Нужно знать, как устроены стеклянные электроды – во всех подробностях.

Татьяна Александровна один из старейших сотрудников кафедры биофизики (она одного выпуска с Кукушкиным А.К. 1962 – второй выпуск кафедры), если повезет (если будете хорошо себя вести), то можно ее расспросить об истории кафедры, она многое может рассказать.

 

«Форез»

Название задачи: Электрофорез белков

Преподаватель: Преображенская Татьяна Александровна (инженер, научная степень -??, выпускник каф.биофизики 1962г)

Лаборатория: 5-21 (около лекционной 5-19)

Телефон: 939-1687 (лаборатория 5-21)

Описание задачи: Elektroforez_belkov.pdf

Задача очень длинная, хотя короче, чем эритроциты. Приходить Татьяна Александровна просит на нее в девять утра. Готовиться надо тщательно, спрашивать будут много но недолго – для ускорения процесса, все неотвеченные вопросы откладываются на потом, чтобы перейти к практической части. Много работы с приготовлением растворов (с микропипеткой, с весами, какие-то растворы уже будут приготовлены заранее Татьяной Александровной). Во время работы нужно точно записывать ход эксперимента в специальные листы, которые вам даст Татьяна Александровна (концентрации растворов, что куда лили, в какой пропорции…).

Подготовка эксперимента занимает около четырех часов. Где-то к часу дня вы начнете эксперимент, подключив напряжение к прибору, и можете уйти на час (Татьяна Александровна обычно отпускает пообедать), через час электрофорез будет подходить к концу, станут видны разделившиеся полоски цветного красителя, а чтобы увидеть другие белки, образец необходимо будет обработать специальным веществом. Заканчивается работа около трех часов дня (может даже раньше).

В результате вы получите электрофореграмму – окрашенные пятна белка в прозрачном геле (которую Татьяна Александровна отсканирует для вас и даст вам ее в электронном виде – картинкой), по которой нужно будет определить молекулярные массы белков.

Эта работа не сдается в тот же день. Не затягивайте. Уже через пару недель будет невообразимо трудно вспомнить, что же вы там делали, и как это считать.

Электрофорез - фотоотчет

 

«Операционный усилитель»

Название задачи: Операционные усилители

Преподаватель: Тульский Сергей Васильевич (доцент, кандидат ф.-м. наук, выпускник каф. физ. эл. 1960г)

Лаборатория: 8-83а

Телефон: 939-3007 (лаборатория 3-83а)

Описание задачи: Operatsionnie_ysiliteli.doc

Работа делается часа за два. В тот же день не сдается. Спрашивает Сергей Васильевич не много. На допуске надо знать как устроен операционный усилитель, что такое фаза, длина волны и тд. Приблизительно в таком духе спрашивает и на сдаче. Но в тот же день работа не сдается.

 

«Автоволны»

Название задачи: Распространение автоволн в активных средах с локальными неоднородностями. Туннельный эффект.

Преподаватель: Симоненко Екатерина Юрьевна (науч. сотр., канд. ф.-м. наук, выпускник каф.биофизики 1998г)

Лаборатория: 5-65

Телефон: 89168081888 (Екатерина Юрьевна Симоненко)

Описание задачи: Avtovolny.pdf

Это компьютерная задача, используется программа, написанная несколько лет назад на кафедре биофизики. Очень легкая работа, но лучше все-таки описание почитать. Длится около двух часов. Сдается в тот же день.

Допуск длится меньше часа. Она спрашивает по описанию, какие волны мы рассматриваем. Под конец она просила нарисовать фазовый портрет для решений системы дифуров, ну, в общем то, что Бутылин весь прошлый семестр рисовал (когда посредине седло, по бокам два фокуса и там закручиваются линии – повторите эту тему). Остальные вопросы по теме, ответы в описании, спрашивала на понимание-разъяснение, там нечего обсчитывать, только график построить по 5 точкам (два графика). От руки. Сдается сразу.

Автоволны - фотоотчет

 

«Пленки Ленгмюра-Блоджетт»

Название задачи: Пленки Ленгмюра-Блоджетт

Преподаватель: в 2007 задачу вел Сергеев-Черенков Андрей Николаевич (науч. сотр., канд. ф.-м. наук, выпускник каф.биофизики 2001г)

Лаборатория: 5-67 (около ауд. 5-68)

Телефон: 939-3025 (лаборатория 5-67)

Описание задачи: Plenki_Lengmyura_Blodzhett.doc

Довольно легкая задача. И даже интересная. Увлекательное занятие – протирать установку хлороформом, для удаления жиров. Да и сама установка – офигительный агрегат! Делается за два часа. Сдается в тот же день.

Пленки Ленгмюра-Блоджетт - фотоотчет

 

«Бислои»

Название задачи: Бислойные липидные мембраны и основы биоэлектрохимии

Преподаватель: Яковенко Леонид Владимирович (доцент, доктор ф.-м. наук, выпускник каф.биофизики 1972)

Лаборатория: 3-83а

Телефон: 939-3007 (лаборатория 3-83а)

Описание задачи: Bisloinye_lipidnye_membrany_i_osnovy_bioelektrohimii.doc

Техника безопасности, конечно же, прежде всего. Но! Что самое главное в лаборатории? Правильно – лабораторный журнал.

Работа довольно простая. На допуске необходимо разбираться в построении гальванических элементов и записях электрохимических цепей. Так же Леонид Владимирович требует рассказать, что мы будем делать непосредственно. Т.е. что мерить и как потом это использовать. Основное время тратится на подготовку растворов и бесконечное мытье посуды. Обязательно вести записи в лабораторном журнале. Все, как у взрослых: дата, участники эксперимента, все расчеты, концентрации, что куда добавляли, все обязательно записывать. Цифры концентраций Леонид Владимирович иногда меняет, но редко, обычно, пролистнув лабораторный журнал на страничку назад, можно найти расчеты предыдущей группы (и даже групп, делавших эту задачу тогда, когда в еще и на физфаке то не учились). Но оттуда лучше не списывать, хотя бывает полезно заглянуть, если чего-то непонятно, например, что делать дальше… В общей сложности на работу уходит около 4 часов. Можно сдать в тот же день.

Бислои - фотоотчет

 

«Чипы»

Название задачи: Компьютерный анализ транскриптома по данным микрочиповых экспериментов

Преподаватели: Иванов Павел Сергеевич (старш. науч. сотр, канд. ф.-м. наук, выпускник каф.биофизики 1988г), Свешникова Анастасия Никитична (аспирант, выпускник каф.биофизики 2006г)

Лаборатория: 5-65

Телефон: 939-3025 (лаборатория 5-65)

Описание задачи: Analiz_mikrochipov.doc

Иногда задачу проводил Иванов, но чаще Настя (смотря с кем договариваться). Задача компьютерная. Заключается в том, что вы дома должны полностью разобраться в применяемых методах, побеседовать о них с преподавателем, найти в Internet (на сайте pubmed) статью (название укажет преподаватель, каждой группе новая статья), скачать данные к этой статье, найти и скачать программы для анализа скачанных данных, проанализировать их, получить какой-то результат. С собой нужно взять флешку, потому что все полученные данные, статью (на английском языке, которую необходимо дома прочитать) и, возможно, еще какую-то информацию нужно будет забрать домой, и дома проработать. Сдавать в тот же день нельзя.

 

«Свертывание»

Название задачи: Пространственная динамика свертывания крови

Преподаватели: ГНЦ РАН, Баландина Анна Николаевна, Пивоваров Игорь Олегович (выпускник каф.квант.стат.и теории поля 1998г)

Лаборатория: Лаборатория физической биохимии в Гематологическом Научном Центре РАМН

Телефон: 89037762234 (Игорь Олегович Пивоваров)

Описание задачи: Prostranstvennaya_dinamika_svertyvaniya_krovi.doc

Обычно задачу вела Аня. Задача довольно длинная, на пол дня. Часов в 11 начинается и только в пять часов заканчивается, но очень здорово! Всем очень нравится. Обсчитывается сразу же и сдается.

С собой обязательно взять сменную обувь – лаборатория, в которой проводится эксперимент – это действующая лаборатория, в ней работают с кровью. В данной работе вы будете работать с плазмой крови. Допуск длинный, минут сорок наверно. Надо хорошо знать пути свертывания (то, что Фазли рассказывал).

Работа с микропипеткой с плазмой крови, с кусачками, пассатижами, скотчем и фломастерами – для сооружения из пластиковой чашки Петри небольшой кюветы, в которой будет происходить свертывание, наблюдение за образованием фибринового сгустка осуществляется с помощью видеокамеры, и на это можно посмотреть на дисплее компьютера в реальном времени. Можно также «проявить свой интерес» и пристать к Ане, чтобы «открутить» плазму в центрифуге, проверить, есть ли в ней эритроциты (в ходе работы, вообще, центрифуга не используется, но почему-то часто вызывает интерес и бурный восторг у студентов J). Полученный сгусток (картинка) обрабатывается в конечном итоге с помощью специальной программы, с которой не сложно разобраться.

В общем задачей обычно остаются довольны все.

В середине дня – обед. В лаборатории физической биохимии сотрудники скидываются каждый месяц по небольшой сумме, и каждый день пара дежурных готовит нехитрый обед (второе и чай), те, кто работает в этой лаборатории, знаком с этим порядком. Студентов, делающих прак, по традиции приглашают обедать вместе со всеми. Не пугайтесь и не стесняйтесь. Не забудьте сказать спасибо и вымыть за собой посуду.

И еще раз напомню – с собой ОБЯЗАТЕЛЬНО взять сменную обувь, можно больничные бахилы (продаются в аптеке рублей за пять).

Свертывание - фотоотчет

 

«Эритроциты»

Название задачи: Изучение свойств эритроцитов

Преподаватель: ГНЦ РАН, Баландина Анна Николаевна, Пивоваров Игорь Олегович (выпускник каф.квант.стат.и теории поля 1998г)

Лаборатория: Лаборатория физической биохимии в Гематологическом Научном Центре РАМН

Телефон: 89037762234 (Игорь Олегович Пивоваров)

Описание задачи: Izuchenie_svoistv_eritrotsitov.doc

Обычно задачу вел Игорь Олегович. Самая длинная задача. Начинается около 9:30, заканчивается в восемь вечера. Про обед уже упоминалось в аннотации к задаче про свертывание.

Ну что сказать – очень интересная задача. Работа с микропипеткой с кровью, откручивание крови в центрифуге в эппиндорфах, антибиотик, который должен делать дырки в эритроцитах, чтобы они лизировали, растворяли с помощью ультразвука (иначе плохо растворяется), приготовление физраствора из соли и дистиллята (посчитать пропорцию самостоятельно, теперь это уже дело пары секунд), «отмывание» эритроцитов этим физраствором, и «откручивание» в центрифуге, измерение гематокрита линейкой с помощью центрифугированных малюсеньких стеклянных капилляров (запаенных огнем зажигалки), вечером, по завершении эксперимента, полученные пробы смотрятся в спектрофотометре для определения гемолиза. Все данные необходимо записать, а измерения спектрофотометра (файл *.txt) списать на флешку. Работа не сдается в тот же день. Ее придется обсчиать, но это не очень тяжело, главное, понимать, что вы делали, для этого ОЧЕНЬ важно записывать абсолютно все, что вы будете делать, в тетрадь – каждый шаг – в какой концентрации, какой объем, куда лили…

Сдавать работу можно либо приехав еще раз в гемацентр, либо в субботу предварительно договорившись с Игорем Пивоваровым (по субботам утром он обычно приходит на лекции Фазли).

Эритроциты - фотоотчет

 

«Компьтерное моделирование»

Название задачи: Компьютерное моделирование молекулярных структур

Преподаватель: Союнов Гельды Мухаммедназарович (аспирант, выпускник каф.биофизики 2005)

Лаборатория: задачу обыно делали в первой попавшейся свободной аудитории

Описание задачи: Komputernoe_modelirovanie_molekulyarnyh_struktur.doc

Задача занимала обычно около двух часов. Часто проводилась по субботам. Гельды встречался с группой студентов, находили свободную аудиторию, минут десять на беседу от задаче, о том, что будем делать, а дальше оставлял ноутбук, на котором установлена программа HyperChem, с которой и надо работать, и уходил на полтора часа. Через полтора часа нужно было показать ему результаты. То есть «сдается в тот же день».

Компьютерное моделирование  - фотоотчет

 

«Флуоресценция»

Название задачи: Флуоресценция зеленого листа

Преподаватель: Солнцев Михаил Константинович (старший науч. сотр., доцент, кад. ф.-м. наук, выпускник каф.биофизики 1967г)

Лаборатория: 4-71

Телефон: 939-29-73

Описание задачи: Fluorestsentsiya_zelenyh_listyev.rar

Михаил Константинович живет загородом и приезжает на работу рано (до пробок), поэтому бывает на месте уже в 9 часов. И очень старается, чтобы студенты приходили к нему на прак рано утром – в девять утра.

Для выполнения задачи требуется жидкий азот, а с азотом бывают проблемы. В 2007 задача «заработала» в конце февраля.

Работа часа на четыре. Михаил Константинович довольно много спрашивает на допуске, нужно во всех подробностях рассказать Z-схему фотосинтеза. Описание этой задачи, наверное, самое длинное из всех. Вырезать аккуратненько кусочек зеленого листика (из листа боба, или, чего попадется) Михаил Константинович доверит студентам, под своим бдительным присмотром, а выливать жидкий азот из колбы и работать с монохроматором будет он сам, а то вдруг студенты чего сломают. В общем студенты тут используются как теоретики: поговорить о теории, обсудить, что будет делаться в эксперименте, трактовать полученные графики (заметить, что график был перевернут, и трактовать его заново). Но в принципе интересная работа. Сдается в тот же день.

Флуоресценция - фотоотчет

 

«Квантовая химия»

Название задачи: Методы квантовой химии

Преподаватель: Ямбулатов Александр Геннадьевич (аспирант, выпускник каф.биофизики 2007)

Лаборатория: 3-83а

Телефон: 89151153394 (Саша Ямбулатов)

Описание задачи: Kvantovaya_himiya.rar

Работа часа на два, с использованием программы HyperChem. Саща спрашивает немного, в процессе работы ему можно смело задавать вопросы – если знает, ответит J. Сдается сразу же.

 

«ЭПР»

Название задачи: Электронный парамагнитный резонанс

Описание задачи: Elektronnyi_paramagnitnyi_rezonans.rar

В 2007 году задача не работала

 

 

 

Занятие по библиотечно-библиографической ориентации

В конце марта для всего четвертого курса проводилась лекция и практическое занятие по библиотечно-библиографической ориентации. Для того чтобы студенты были хорошо подготовлены к написанию курсовой работы J. У био-медфизиков эта лекция совпадала со Шнолем, поэтому нам утраивалось отдельное «практическое занятие», совмещенное с лекцией, которое проходило на факультете, в специально отведенное для нас время (на первой или второй паре). Теоретическая часть заключалась в подробном рассказе о том, как правильно писать список литературы, практическая заключалась в выписывании пары пунктов списка литературы из журнала Биофизика. Все это занимает около 40 минут.

На этом занятии нужно было присутствовать обязательно всем, нам пообещали, что те, кто его не посетит, не получит зачет за спецпрактикум, так что те, кто его пропустил, потом бегали и искали, как им получить это зачет. Лучше не пропускать.

Презентация к лекции bibliotechno_bibliograficheskaya-orientazia.ppt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz