<< Четвертый курс – седьмой семестр
Биохимия
Шноль
Симон Эльевич, д.б.н., профессор (по пятницам его можно найти в у Твердислова
или в 5-65)
Биохимия
– сложный предмет, для биофизика необходимый. Два семестра на ее изучение,
конечно маловато, но надо сказать спасибо, что это два семестра по две пары в
неделю. Для того чтобы знать биохимию, лекций (даже прекрасных лекций Симона
Эльевича) недостаточно.
На
лекции Симона Эльевича не ходить просто нельзя.
Целый
учебный год, каждую пятницу с трех часов дня и до пол седьмого (иногда,
утомившись, С.Э. отпускает в шесть), с получасовым перерывом с пол четвертого
до пяти, С.Э. читает лекции четвертому курсу био и мед физиков. Вот уже не
первый год, в сентябре он задумывается над тем, что, наверно «этот год
последний, в следующем году уже не будет сил читать». Ему около семидесяти семи
лет (в 2007г), на кафедре биофизики, кроме Меньшениной и Тульского (может еще
кого-то забыли), кажется, все остальные – ученики Шноля, он выпускник биофака
МГУ, на кафедре биофизики он практически с самого ее основания, у него очень
непростая судьба, он вам наверняка расскажет какие-то «сказки» и о собственной
жизни. А вообще, «рассказывание сказок» - это и есть его основное (я
подозреваю, любимое) занятие. На написание формул и описание реакций он тратит
по минимуму времени, стараясь в красках описать историю открытия какого-нибудь
вещества, рассказать судьбу ученых, которые работали в той или иной области
биохимии, медицины, химии, биологии и физики. Эти восхитительные истории
остаются в памяти на всю жизнь. Тем более рассказывает он их, как поэт.
К
своей аудитории относится очень трепетно. Никогда не проводит перекличек, но
быстро запоминает всех в лицо (но, конечно, не так молниеносно, как Кукушкин).
Очень расстраивается, когда на его лекции приходят не все. А с другой стороны,
когда в аудитории куча народа, намного сложнее поддерживать тишину. Он не любит
постороннего шума в аудитории, сразу же прекращает рассказ, и ждет, пока все
угомонятся. Лучше сидеть тихо, чтобы не мещать С.Э. рассазывать, а остальным
слушать.
В
осеннем семестре сдается зачет. В весеннем – экзамен.
Не
пропустить ни одной лекции, и вечно сидеть на первой парте – верный путь к
зачету или экзамену, без лишних дополнительных вопросов.
Но
таких людей, почему-то бывает не много, а вот для среднестатистических раздолбаев
зачет у Шноля – это целая песня.
Последняя
лекция в осеннем семестре у нас была 24 ноября. С.Э. говорил, что можно
попробовать сдавать зачет уже 24-го, а 1 декабря он уже у нескольких человек
принимал зачет. С первого раза обычно никто не сдает, со вторго – ботаны, с
третьего, четвертого – все остальные. Надо просто приходить и пытаться
отвечать. Причем, необходимо отметить, что уровень знаний, от первого посещения
к четвертому сильно не возрастает. Потому что, если уж вы не учили биохимию в
течение семестра, то и за пару недель в декабре врядли выучите.
В
общем лучше ходить на лекции, и слушать… тогда раза со второго-третьего
сдадите. Можно даже ни хрена не зная прийти 1 декабря, потом 8 декабря, потом…
в итоге к зачетной сессии, у вас будет стоять зачет. В первый раз С.Э. попросит
вас, например, рассказать о каратиноидах, если вы их не знаете, то о гликолизе,
если вы и его не знаете, то что-нибудь о пировиноградной кислоте, АТФ, НАДH,
макроэргичности, выяснив, что вы нихрена не знаете, скажет, что вам нужно
обязательно все выучить, и прийти снова. Когда придете во-второй раз (лучше
через недельку – не откладывайте), С.Э, уже встрерит вас доброй улыбкой, скзав:
«О чем же мы с вами в прошлый раз разговаривали?… А… Вы, мне кажется, не
рассказали каратиноиды? Ну, давайте посмотрим…». Нарисует вам витамин А, вы
его, конечно, опять не узнаете, но, с подсказки С.Э. с третьей попытки скажете,
что это он, как же можно было не узнать, это у вас просто временное
помешательство случилось. Во-второй раз, возможно, все-таки он вас опять
отправит «доучить», но с третьего раза сдадите наверняка.
Поскольку
С.Э. живет в Пушино, то на факультете бывает ТОЛЬКО по пятницам, зато с утра до
вечера. Поэтому зачет сдают исключительно по пятницам в течение всего дня.
А
если вы, не дай бог, решите, что вы ЗНАЕТЕ биохимию, и впервые придете сдавать
ему зачет 26 декабря… Зимой 2006/2007 около одиннадцати человек не сдали
биохимию С.Э. в декабре. Была назначена комиссия, причем уже без Шноля.
Принимал Фазли. И принимал ого-как: с первой комиссии, никто не сдал, если мне
память не изменяет… Фазли, возможно, не вдавался в те подробности, которые на
зачете просил С.Э., но в целом знать надо было уже все, а еще – то, что Фазли
рассказывал на биофизике клетки, что имело прямое отношение к биохимии.
Конечно, к концу января, с горем пополам, все сдали биохимию… Но вот скажите
мне, неужели оно того стоило. Может проще все-таки ходить на лекции к Шнолю?
В
течение семестра от Шноля требуют все ту же идиотскую отчетность по
успеваемости студентов. В первый раз он просил нас писать на А4 то, что мы
«считаем самым важным» из той части курса, которую прошли на данный момент. Во
второй раз он вызывал к доске, и задавал вопросы – нарисовать че-нибудь в
основном. Ни один, ни другой метод, как способ «провеки знаний» естесственно не
работает, только создает лишний геморрой студентам.
Литература:
Ленинджер
А. «Основы биохимии» (любое издание, на русском или аглийском), вот, например, четвертое
издание на англ языке
Русское
издание Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. 1985г, Моска, МИР легко найти в Internet.
Другая
литература:
1)
Еще есть вполне неплохая книжка Кольман Я, Рём К-Г «Наглядная биохимия»
издательство «Мир» 2000 год (только не показывайте Шнолю, что вы по ней ботали,
пусть думает, что читали Ленинджера, а то он Кольмана-Рёма воспринимает, как
личное оскорбление)
2)
Любая книжка по биохимии
Список
публикаций по теме научной работы С.Э. Макроскопические
флуктуации,(зеркало сайта)
Журнал
«Знание – Сила», некоторые
главы книги С.Э. «Герои и злодеи российской науки» в электронном виде, саму
книгу тоже можно найти в Internet.
Просто
интересная лекция С.Э. «История российской
науки. На пороге краха» (в которой среди всего прочего вкратце описана
история кафедры биофизики)